Ритм и магический реализм. Кирилл Комаров в театральном арт-пространстве «Сад Искусств»
13 декабря в театральном арт-пространстве «Сад Искусств», основанном режиссёром Сергеем Каргиным, выступил рок-бард, блюзмен и поэт Кирилл Комаров. Концерт был заключительным в этом году, поэтому музыкант посвятил его собственным итогам. Кирилл сыграл много песен, с которыми, видимо, ассоциировался у него этот год, в том числе новинки с будущих альбомов, и вспомнил старые стихи.
Казалось бы, дух места, связанного с театром, должен подчинить себе концепцию события, придать хорошего пафоса и сакральности, но это произошло лишь отчасти. Простая правда жизни, заложенная в роке, блюзе и авторской песне, совсем не хотела уходить на второй план. Большинство зрителей оделись по вечернему дресс-коду, но были и те, кто не изменил рокерскому стилю. Концерт начался немного позже заявленного, но не после трёх звонков, а после трёх залпов бурных аплодисментов. Микрофон периодически вёл себя по-андеграундному развязно, хлопая на взрывных согласных. Слушатели заняли созерцательную позицию на своих ярусах и рядах: подпевали очень тихо и совсем не стремились вступить в диалог с артистом. Зато громко аплодировали, восторженно кричали и отбивали ладоши в такт музыке — как это бывает на рок-площадках. На сцене не было нагромождения декораций: стоял лишь винтажный резной столик, будто из спектакля о скромном поэте, чьим главным богатством стали стихи, — что вполне созвучно реалиям андеграунда. Стены камерного зала из красного кирпича радушно приняли музыку Кирилла Комарова. Было видно, что артисту нравится, как резонируют блюзовые бенды в этом помещении. А мне нравилось, ещё и что басовые струны электроакустической гитары вдруг набрались объёма, свойственного электронной музыке.

Песни и стихи Кирилла привнесли в атмосферу «Сада Искусств» магического реализма — философского, но всё же земного; трагические сюжеты тоже оказались вполне бытовыми. Заклинание байкальской «Колдуньи» не вернуло любовь и не уняло боли, но открыло правду. Да и вообще, к чему вся эта эзотерика, когда можно просто съездить в «Арамболь», где боль умирает сама собой. «Шаман» из всех возможных чудес дал ритм и возможность под него спеть. «Брат Игнат» в поиске работёнки обрёл смысл жизни, укладывающийся вопреки вековым традициям не в многотомный трактат, а лишь в одну фразу: «Строю, ломаю, чиню. Живу рядом». Лирический герой песни «Прорвало трубу» максимально ёмко, почти натуралистично охарактеризовал причину всех неприятностей локального и мирового масштаба. Смена актёров и декораций из новейшей песни «Закат», репетиция из одноимённого стихотворения, которое автор давно не читал на публике — всё это тоже не о театре. Если в «Закате» речь идёт о прекрасном дне, где хотелось бы оказаться снова, то в «Репетиции» говорится о событиях, которые повторять нельзя:
Но в целом из звучавших этим вечером произведений напрашивался вывод: станет жизнь волшебством или прочерком между двух дат, зависит от способа её жить — а это уже перекликается с извечной театральной дилеммой: «Быть или не быть».… Чтобы после попытки первой
В случае неудачи её, не оказаться жертвой
Исторической, мать её, матрицы — когда палач,
Слыша плач жертвы, свой узнаёт в нём плач.

Кирилл Комаров, будучи андеграундным музыкантом, выступает на самых разных сценах, включая всевозможные арт-площадки и лофты. «Сад Искусств» по сути тоже универсальное творческое пространство, но от многих других мест его выгодно отличает классическая театральная планировка, не допускающая атрибутов бара и буфета в зрительном зале. Это даёт артисту возможность сконцентрироваться на исполнительском процессе и позволяет зрителю созерцать прекрасное, не отвлекаясь на звон посуды и прочие издержки клубной культуры.
Ну а ближайший концерт Кирилла состоится в «АртХолле» 8-го января, и это будет совсем другая история.
Текст: Роман Кадулин
Фото: Алиса Яцуренко



